Странные миры Гойи
Гойя поражает некой непонятной «неправильностью» Пояснить ее истоки хотели по-всякому. Причинами собственного нрава - вспоминали перенесенную им смертельную болезнь, в последствии коей дизайнер доживал собственную жизнь (несколько десятилетий), говоря передовым языком, «инвалидом»
Причинами исторического нрава - говорили про то, что он стал невольным очевидцем общеевропейской бойни, не способствовавшей оптимизму. Причинами социального нрава - жизнь Гойи пришлась на слом эпох в ситуации Испании, и в этих условиях осталось абсолютно чуть-чуть якорей, коие имели возможность бы удержать человека от отчаяния и неверия в существование хоть некого смысла. Ортега-и-Гассет именовал его «деформированным гением», спасибо собственной неуклюжести совершающим «головокружительные сальто в искусстве живописи»
Как бы то ни было, непонятный мир Гойи, полный человеческой фальши, «искажений», нечисти, необыкновенных преувеличений, отразил что-нибудь доселе скрытое в человеке - скрытое под покровом внешней благопристойности и веры во всесилие человеческого разума.
Гойя сорвал этот покров и стал великим художником, воздействие которого на нашу жизнь длится до сих пор.