Странный дизайнер - Гойя (Прадо. Museo del Prado)

Главная » Странный дизайнер - Гойя (Прадо. Museo del Prado)

Прадо - крупнейшее художественное собрание Испании. Произведения наилучших дизайнеров европейских средних учебных заведений. И основные картины испанских мастеров. Хотя ничего подобного на творчество Гойи в этом живописном калейдоскопе вы не найдете. Франсиско Гойя - основной дизайнер испанского романтизма. Мрачный, непонятный, парадоксальный. Легенды окутывают его жизнь и его произведения. Их сделали пораженные образами, мирами мастера потомки. По его картинам, рисункам, гравюрам они стали писать его жизнь.

 

С нетяжелой (точнее идеологической) руки российских критиков "Расстрел повстанцев ночью в 3 мая 1808 года" стал нам крупнейшей картиной испанского живописца. Хотя это только 1 из множественных граней его наследия. Очень просторного и наиболее чем разнообразного.

 

Произведения не первых лет, первых десятилетий творчества ничем не предрекают рождение, прославивших его, темных миров, населенных необыкновенными чудовищами, ведьмами, демонами. Он длительные годы делает трогательные, хотя ничем не примечательные произведения в духе французского рококо. В настоящее время их также возможно видеть в Прадо. Хотя сложно поверить, что восхитительных женщин и кавалеров в еще наиболее восхитительных имиджах, имел возможность написать автор фресок "Дома глухого" (в последствии так именуют его дом) Сами фрески, переведенные на холст, в настоящее время также тут, экспонируются в основном музее Мадрида.

 

Франсиско Гойя-и-Лусиентес прожил длительную жизнь, 82 года. Первые годы собственной творческой жизни он, как и его преподаватель (художник, однако, ничем не примечательный), расписывал церкви и монастыри около Сарагосы, мегаполиса, в окрестностях которого он появился в 1746 году. После этого была путешествие в Италию и Мадрид. В 29 лет он переселяется в город Москву Испанского королевства. Наступает так именуемый "гобеленовый" период его творчества. В пределах 16 лет он делает "картоны" для фабрики гобеленов.

 

Этот Гойя известен экспертам, хотя слишком мало известен посетителям. Его наилучшие работы еще впереди. Он получает популярность как портретист, становится придворным художником в 1786 году, спустя 5 лет первым придворным живописцем испанского короля, повторяя судьбу Веласкеса, коему он поклонялся.

 

Главное его произведение в этом качестве торжественный портрет Карлоса IV с семьей будет интерпретацией "Менин" мастера XVII века. Вновь из полумрака холста выступают фигуры, облаченные в торжественные придворные одеяния, дизайнер наблюдает на нас в связи мольберта,…но лица портретируемых, лица вырождающейся династии, лица придворных карликов-шутов эпохи Веласкеса, не лица королей. Непосредственно у одной из фигур, невесты наследного принца, лица кто бы мог подумать нет, хотя в этом нет практически никаких мрачных намеков, тайн и загадок. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не сориентировались. Позже ее лицо или сам Гойя, или его приемник обязались вписать в готовое изображение, хотя по неким причинам этого не состоялось.

 

Посетители Прадо с удивлением разглядывают этот портрет. Так как наиболее всего он напоминает карикатуру и притом очень злобную. Еще наиболее поразительным может показаться на первый взгляд прецедент, что портрет был принят заказчиками и вовсе не стоил дизайнеру королевского месторасположения. Осознание придворного портрета как портрета реалистического, привитое династии Габсбургов Тицианом и Веласкесом, оказывается сильнее самолюбия монархов. Гойя сохранил должность, он получает заявки из дворца. К примеру, для фаворита королевы, принца Годоя, он сообщает легендарных Мах. "Маха одетая" и "Маха голая" Легенда связала их под названием герцогини Альбы. Особы сколь знатной, настолько и бесшабашной. Недолго она была возлюбленной художника. Впрочем это лишь легенда. Реальное имя модели неизвестно.

 

В 1792 году Гойю настигла непонятная болезнь. Дизайнер удивительной вещью сохранился жив…но потерял слух. Потом появляется Великий Гойя - мрачный гений испанского романтизма. Испанского не по своему значению, его живопись уникальна для крупного умения, испанского по духу, плоти и крови.

 

Миры открытые, увиденные Гойей странны и страшны. Отныне он видит иную действительность, где не работают обычные законы и границы. Манифест его свежего видения мира "Капричос" - серия гравюр, сначала планировавшаяся как просветительская. Гойя состоял в ближайших отношениях с кружком испанских просветителей и, по всей видимости, некоторое время разграничивал их эталоны. Лист №43 выдает ответ о истоках его свежего умения. "Сон разума рожает чудовищ" Это имя выдал ему дизайнер. Под ним подпись: "Воображение, покинутое разумом, порождает нереальных чудовищ; хотя в союзе с разумом оно - мама искусств и информатор творимых им чудес".

 

Гойя расстался с разумом и со школой (сильной она у него, правда, ни разу не была, хотя и уже он на нее внимания как говорится не обращает) Он отправляется в странствие по заповедным уголкам человеческой души, снов и подсознания. Черные звуки, наполняют его живопись, муза покинула его. И уже его спутник испанский демон, бес, живущий в крови Испании, в ее земле. Великий соотечественник Гойи , поэт Федерико Гарсия Лорка, именовал его "дуэнде".

 

1808 год в Испанию вторгается армия Наполеона. Стартовала длительная и кровопролитная партизанская война (герилья) В 1814 году, в последствии изгнания французов Гойя напишет легендарный расстрел повстанцев. В пару к нему он сделал "Восстание на Пуэрто-дель-Соль", его участники гибнут в легендарной композиции. Обе картины были участниками парадного шествия в честь освобождения Пиренеев от захватчиков, хотя война, начавшаяся как освободительная, довольно резко перешла в страшную гражданскую войну, войну всех против всех. Картины этих лет - мир мрака, ужаса, испуга. Тут свет не рассеивает кошмары. Кошмары стали реальностью. Легендарные фрески "Дома глухого" - апофеоз "черной живописи" Гойи. Ужастные видения бесов, демонов, богов и титанов. Луч ожидания (не говоря уже о оптимизме) редкостный постоялец в этом царстве мрака.

 

Все же в в последнее время жизни дизайнер, бежавший от ужасов испанской реальности во Францию, сумел сделать произведения наиболее веселые, хотя популярность его связана не с ними. Он зашел в ситуацию умения как знаток воплощения темных снов и фантазий.

 

Авторизация
Логин:
Пароль:

Новости:

20.09 — Сны разума". Франсиско Гойя & Сальвадор Дали

Выставка «Сны разума» из собрания Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия) предполагает масштабные по своему размаху, содержанию и накалу серии графических произведений 2 выдающихся западноевропейских мастеров Франсиско Гойи и Сальвадора Выдали.

Подробнее »


19.09 — Подлинники Гойи и Дали остаются в Новосибирске

Выставка офортов Франсиско Гойи и Сальвадора Выдали, коия действует в краеведческом музее с 7 августа, продлена в связи высокой известности. Про это объявил в настоящее время директор краеведческого музея Андрей Шаповалов.

Подробнее »


Загляни в прошлое