Всевидящее око художника

Главная » Всевидящее око художника

“Портрет королевской семьи” не раз сравнивали с “Фрейлинами” (“Las meninas”) Веласкеса, когда-то отчетливо изученными причем даже скопированными Гойей. На самом деле, в основе той и иной картины лежит величественная метафора всевидящего ока художника, которого мощные мира сего мнят слугой, хотя коий обрадется над ними причем даже делается их владельцем в ту самую минуту, как скоро они прибегают к его предложениям, становятся его моделями, доверяют его интуиции свой вид, а его кисти — свое будущее, собственную посмертную репутацию.

 

Многие портреты Гойи XVIII века заявляют про то, что в Испании творилось что-то непонятное и недоброе. Раз не знать, кого изображают эти картины, то едва ли возможно догадаться, что это пресловутые испанские гранды, правнуки тех самых надменных особ, тех чопорных, зашнурованных и расчесанных принцесс, коие позировали Веласкесу.

 

И Веласкес и Гойя превращают собственные картины в специфические “Автопортреты с королевской семьей”, а королевские дворцы — в собственные мастерские. Хотя делают они это с другим смыслом. Веласкес — в знаменитой степени чтобы осуществлять “звездный час” придворного живописца, как скоро, повинуясь ему и подчиняясь условиям сеанса, “высшие” мира сего вовлекаются в таинство живописи, утрачивая при всем при этом обыкновенную собственную надменность, отсутствие, становясь легче, человечнее, в том числе и добрее и, следовательно, открываясь для сопереживания художника. Гойя - чтобы показать полную Независимость собственных освобожденных от придворного пиэтета думы и кисти. Веласкес “покорял” собственных высоких благодетелей, продолжая числить их на высоте положения. Гойя развенчивал великолепие, будто повторяя едкие слова легендарного монолога Фигаро: “.. думаете, что вы мощные мира сего, так уж, означает, и разумом также сильны?. Знатное возникновение, состояние, положение в свете, видные должности — от этого всего не мудрено возгордиться! А немало ли вы приложили усилий чтобы достигнуть похожего благополучия? Вы выдали себе труд появиться, лишь и всего”.

 

У Гойи нет героя, его герой - сама картина, т.е., сам визуальный язык. Гойя делает шаг в продолжение стратегии Веласкеса: раз Веласкес резюмирвал смерть Предмета, то Гойя резюмирвал смерть Героя, а вслед за этим и смерть Автора. Как следует из этого, возможно обнаружить в произведениях Веласкеса эти чувства и думы о жизни, коие для человека того времени удивительны. Есть в его картинах расстраивай, серьезность, суровость, как бы бы осуждающие всякое веселье. Вполне вероятно, непосредственно эта сторона его творчества имела возможность бы в настоящее время особо привлечь свежие поколения дизайнеров, настолько упорно старающихся продемонстрировать уродливую изнанку ковра, именуемого жизнью. Основное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что придуманная ими плоскостная живопись, избравшая свет в виде единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму. Гойя, опираясь на навык Веласкеса, сделал великие законы каллиграфии, определившие почерк живописи на протяжении всего XIX и начала XX века.

 

Наконец, Веласкес открывал свежие полномочия в торжественном портрете, прозревал в нем свежие жизненные потенции. А Гойя, утрировав все его симптомы, сделал практически в пародию, устроил сам принцип парадности, поддерживаемый лишь самоуверенностью, показным богатством да привычкой властвовать, чем-то сугубо неестественным причем даже нестерпимым, раздражающим, неприятным, архаичным. Он нравственно погубил саму концепцию этого характернейшего порождения сословного общества. В последствии Гойи торжественный портрет стал уже невыполним в виде полноценно утверждающего жанра живописи. Его не сумели устроить это тем ни Лоуренс, ни Жерар, ни в том числе и поздний Энгр, не вспоминая уже о салонных художниках вроде Винтергальтера, Ленбаха либо Бонна, чьи написанные, естесственно с наиболее серьезными планами, портреты “мещан во дворянстве” или нестерпимо скучны, или оживают только чтобы спародировать самих себя.

 

Остается лишь изумляться тупости тех “заинтересованных лиц”, коие были до такой степени загипнотизированы этим сочащимся золотом портретом, что обрели его за чистую монету. Правильный правде жизни, портрет Гойи, смахивает, никого не шокировал; в том числе и королева при случае пошутила насчет собственной уродливости, вполне вероятно, ожидая в ответ пылких возражений.

 

Королевская чета не высказала ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев представленную им работу. Несмотря на то что Гойя ни разу более не получал королевских заявок, состоялось это не оттого, что их оскорбил портрет. Гойя, приобретший при дворе популярность наилучшего художника, был и уже занят воплощением в жизнь своих замыслов.

 

Для Гойи это был последний портрет еще царствовавших в Испании монархов. В последующем он наиболее не писал ни Карла IV, ни Марию Луису, будто сократив по собственной воле время их настоящего царствования на добродушных 7 лет. Ну а, быть может, что-нибудь и шевельнулось в ожиревшем сознании короля либо королевы, что-нибудь заставившее их бессознательно опасаться кисти собственного первого придворного живописца.

 

Авторизация
Логин:
Пароль:

Новости:

20.09 — Сны разума". Франсиско Гойя & Сальвадор Дали

Выставка «Сны разума» из собрания Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия) предполагает масштабные по своему размаху, содержанию и накалу серии графических произведений 2 выдающихся западноевропейских мастеров Франсиско Гойи и Сальвадора Выдали.

Подробнее »


19.09 — Подлинники Гойи и Дали остаются в Новосибирске

Выставка офортов Франсиско Гойи и Сальвадора Выдали, коия действует в краеведческом музее с 7 августа, продлена в связи высокой известности. Про это объявил в настоящее время директор краеведческого музея Андрей Шаповалов.

Подробнее »


Загляни в прошлое