«Портрет маркизы Санта-Круз»
«Портрет маркизы Санта-Круз» (исп. Retrato de la Marquesa de Santa Cruz) — картина работы испанского художника Франциско Гойи, написанная в 1805 году. Сегодня сберегается в музее Прадо в Мадриде.
Изображённая на картине Жакина Теле-Жирон (Joaquina Téllez-Girón) была 2 дочерью герцога Осуны и супругой Хосе Сильва-Базана (Jose Silva-Bazán), ставшего в 1802 году маркизом Санта-Круз, а позднее первым директором Прадо. Жакина Теле-Жирон была номером один в списке уважаемых представительниц слабого пола Испании собственного времени, была знакома со почти всеми поэтами и писателями. В 1788 году Гойя изобразил её ещё девченкой на картине «Семья герцога Осуны», аналогично выставленной в музее Прадо. На портрете 1805 года Гойя изобразил маркизу в роли музы лирической поэзии Эвтерпы, возлежащей на канапе и с лирой в левой руке. Выбор непосредственно этого
образа обусловлен страстью маркизы к поэзии.
В течение почти всех лет портрет присутствовал в приватной коллекции в Бильбао. В связи экономических проблем и вопросов наследства собственники коллекции были должны сбыть картину в первых числах 1980-х, и она, в последствии смены нескольких владельцев, попала в собрание лорда Уимборна (Wimborne), коий в 1986 году принял решение сбыть её на лондонском аукционе. В последствии иска в интернациональный суд и уплаты в пределах 6 млн. $, испанскому правительству получилось отменить аукцион и приобрести портрет маркизы Санта-Круз, коий потом был выставлен в музее Прадо.
Портрет маркизы Санта-Круз — это 1 из картин Гойи, где видно воздействие классицизма и, для начала, этих современников как Давид («Портрет мадам Рекамье») и Канова («Портрет Паолины Бонапарте в образе Венеры»), и еще воздействие этих мастеров, как Гверчино («Смерть Дидоны») и Рембрандт («Даная»).
Поза маркизы на портрете напоминает наиболее раннюю «Маху обнажённую», впрочем в такой ситуации Гойя следут академическим живописным взглядов и дополняет композицию большим колличеством элементов, отсылающих к мифологическим сюжетам. Из числа остального возможно отметить листья и гроздья винограда (ср. «Вакх» Караваджо) либо типичный атрибут Эвтерпы — лиру (ср. «Парнас» Рафаэля) Это все составляющие традиционной средние учебные заведения, от коей Гойя со временем отдаляется.