Франциске Гойя, благодаря своему уникальному дарованию, запечатлел в целом ряде удивительных работ душу Испании. Поразительно разносторонний художник, он оставил после себя офорты и литографии, рисованные картоны для гобеленов, острые по характеристике портреты, захватывающие фрески и глубоко прочувствованные сцены, как навеянные реальной жизнью, так и созданные его воображением. Родившийся в бедной семье, которая едва ли имела понятие о воспитании, Гойя получил в наследство от отца неуемное честолюбие, многократно увеличенное его благородным талантом. Оно помогло ему пробиться в высшие круги, к королевскому двору, где самые знатные испанские аристократы оказывали ему покровительство. Энергичный и темпераментный, Гойя обладал характером бунтовщика, но научился обуздывать свой язык, так как остро нуждался в покровителях и мечтал разбогатеть. Материальный успех и присущая ему осмотрительность не оказывали, однако, никакого влияния на его искусство. До последнего дня жизни (он умер в возрасте 82 лет) Гойя оставался неистовым испанцем и, ни на шаг не отступая от правды, запечатлел все, что видел и чувствовал.
Страстная жажда жизни редко покидала художника, хотя на его долю выпали тяжкие испытания. Он перенес две тяжелых болезни, одна из которых в возрасте 46 лет оставила его глухим. Он был свидетелем варварских наполеоновских войн, которые опустошили Испанию, и, находясь при королевском дворе, наблюдал полную неспособность испанских правителей управлять своей страной. Но будучи пылким приверженцем гуманизма и стойким сторонником рационализма, Гойя никогда не утрачивал интереса к судьбе своей страны и своих сограждан. С неиссякаемой энергией он выразил все это на своих полотнах.
Тема, прошедшая красной нитью через все творчество Гойи, - сходство между необузданным весельем толпы и подлинным безумием психически больных людей.
Гойя с непревзойденным мастерством рисовал ведьм, гоблинов и другие фантасмагорические существа. В таких картинах, как «Заклинание», которая, как ни странно, была написана по заказу одного из высоких покровителей Гойи, художник рисует этих страшных монстров почти с любовным отношением к ним. Здесь Гойя выразил то, что было глубоко прочувствовано выдающимися деятелями эпохи Просвещения: если ведьмы и другая нечисть существуют, то исключительно в виде глупости, безумия и суеверия, которые угрожают существованию другого, разумного и рационального мира.